14.03.2023
1244
7497
Что подразумевает? Эксплуатация спецодежды – обязанность работодателя, который должен не только выдавать ее сотрудникам, но и поддерживать надлежащим образом. Речь идет о стирке, чистке, сушке, правильном хранении.
Зачем нужна? Рабочая одежда — важная часть гардероба любого сотрудника. Она обеспечивает защиту от внешних воздействий и гарантирует профессиональный и презентабельный вид. При правильной эксплуатации спецодежда прослужит дольше, а значит, работодателю не придется тратиться на нее сверх нормы.
В этой статье:
Специальная одежда относится к средствам индивидуальной защиты человека, его здоровья, а порой и жизни от вредного воздействия окружающей среды: перепада температур, химикатов, масла, искр и т.д.
Спецодеждой иногда называют униформу спортсменов и сотрудников, в которой они выступают перед зрителями, общаются с клиентами. В этом случае речь идет об использовании фирменного стиля, корпоративной гаммы цветов.
Но чаще всего этим термином называют СИЗ (средство индивидуальной защиты): спецовки, комбинезоны и полукомбинезоны из особо прочной ткани, защитные фартуки и другие виды одежды, рассчитанные на то, чтобы сделать труд рабочего безопасным и эффективным.
Материалы, из которых шьется спецодежда, и ее крой подбираются таким образом, чтобы защитить всю поверхность тела человека.
Спецодежда необходима для создания относительно комфортных и безопасных условий труда, сохраняющих здоровье и работоспособность специалистов различных профессий, вынужденных находиться в неблагоприятных условиях (например, в горячем цехе или на морозе).
Такая одежда обладает хорошей теплоизоляцией, ветрозащитой, водостойкостью, износоустойчивостью, она удобна и не сковывает движения.
Специальную одежду отличают следующие качества:
Классификация спецодежды заложена в ГОСТ 12.4.103-83 «Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук». В документе полностью описана маркировка вещей, которую присваивают каждому предмету в зависимости от того, где эта вещь применяется.
По классификатору спецодежду используют для защиты от:
На защитную одежду общего назначения наносится маркировка «З», на сигнальную – «Со».
Вторая буква меньшего размера обозначает конкретные условия, в которых происходит эксплуатация спецодежды. Например, СИЗ с отметкой «Пс» защищает от стекловолоконной или асбестовой пыли.
При необходимости спецодежду шьют на заказ, а в магазине можно купить готовые комплекты наиболее распространенных видов защитной экипировки. Если сотруднику для выполнения поставленных перед ним задач требуется спецодежда, то, согласно Трудовому кодексу РФ, весь набор СИЗ ему должен предоставить работодатель.
Спецодежда – это средство индивидуальной защиты, которое должны выдавать всем, кто работает во вредных и опасных для здоровья условиях:
Читайте также!
«Хранение спецодежды: правила, требования, условия»На основании закона от 02.07.2021 № 311-ФЗ были введены новые нормы обеспечения СИЗ, действие которых продлится с 1 марта 2022 до конца 2024 года.
На каждом предприятии устанавливают свои нормативы распределения, хранения, эксплуатации спецодежды и обуви для защиты от производственных факторов, руководствуясь при этом:
На работодателя возлагаются обязанности по обеспечению специальной одеждой, а также по ее хранению и содержанию в надлежащем виде: стирке, чистке, сушке. На сегодняшний день это требование внесено в Межотраслевые правила, утвержденные приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н. Законодатели планируют ввести это требование в Трудовой кодекс.
Спецодежда приобретается из средств работодателя, работник не должен возмещать ее стоимость – это незаконно. Но иногда можно воспользоваться средствами из ФСС.
Некоторые СИЗ должны иметь сертификат соответствия. Чаще всего это каски, противогазы, комбинезоны, сапоги и другие средства защиты. Если они не имеют таких сертификатов, то их лишают статуса спецодежды.
По правилам, специальные комплекты одежды, обуви и других СИЗ хранятся на складе организации, откуда их выдают сотруднику под подпись. Он имеет право носить спецодежду только на рабочем месте и на территории предприятия в течение рабочего дня. Исключения делаются для бригад, выезжающих к месту аварии или выполняющих сантехнические, электротехнические, монтажные и другие работы за пределами учреждения.
После окончания рабочей смены сотрудник должен переодеться в свою одежду, а спецовку оставить на предприятии. Для этого должны быть организованы раздевалки и места хранения спецодежды – гардеробные или личные шкафчики. Не соблюдать данный порядок можно лишь в том случае, если рабочие временно живут там, где трудятся, например, при лесозаготовках.
Если эксплуатация спецодежды ведется под открытым небом, то защита должна соответствовать времени года. Комплекты должны храниться на складе и выдаваться при смене сезона.
Спецодежду необходимо регулярно стирать. В этом случае многие предприятия берут за основу Приказ №290н, утверждающий межотраслевые правила ее использования, пункт 3. Там, где условия труда отличаются от обычных, применяют аналогичные документы, разработанные для своей отрасли.
О том, как стирать спецодежду различного назначения, говорится в санитарных правилах и нормах (СанПиН). Главный санитарный врач страны своим приказом №141 от 11/06/03 г. задействовал сразу несколько СанПиН – в промышленности, сельском хозяйстве, связи, строительстве. Об уходе за спецодеждой говорится в разделе 9 этого документа. Если работа на предприятии связана с радиоактивными веществами, то стирка начинается с дезактивации, о чем говорится в положении СанПиН 2.2.8.46-03
Межотраслевые правила устанавливают периодичность стирки в зависимости от специфики отрасли, степени загрязнения и свойств материалов, из которых изготовлена спецодежда. В документе ОТ №36 от 17/06/03 г., утвержденными постановлением Минтруда, говорится, что спецодежду надо стирать раз в 6-10 дней, в зависимости от степени загрязнения (п. 7.14).
При эксплуатации спецодежды на животноводческих комплексах, бойнях, при работе с молоком, на очистных сооружениях ее стирка производится раз в 3 дня. В обязанности работников входит извещать администрацию о том, что необходимо стирать и ремонтировать СИЗ.
При увольнении спецодежду работник должен вернуть. Лучше сделать это накануне, чтобы можно было рассчитать степень износа спецовки и оформить документы на нее.
Организовать стирку защитных комплектов можно двумя способами:
С обслуживающей фирмой заключается договор (ГПХ) на оказание прачечных услуг, администрация контролирует его исполнение.
Гораздо сложнее организовать собственную прачечную. В этом случае потребуется следовать положениям соответствующих СанПиН (2.1.2.2646-10), а также Постановлению Минтруда №75 от 16/10/2000 г., утверждающего межотраслевые правила ПОТ Р М 013-2000. В законе четко сказано, что уполномоченные органы (Роспотребнадзор) имеют право контролировать соблюдение установленных правил стирки.
Для организации прачечной выделяется специально оформленное помещение и постоянные сотрудники. Подробности обустройства изложены в ПОТ Р М 013-2000. В частности, уделено серьезное внимание тому, что обработанные и необработанные комплекты спецодежды должны быть тщательно изолированы друг от друга, для работников прачечной должны быть организованы бытовки и т.д.
На крупном предприятии прачечные могут работать в две смены.
Порядок сдачи и приемки СИЗ из прачечной регламентируется внутренними документами организации: будет это производиться индивидуально каждым сотрудником или коллективно, с разделением по цехам и бригадам.
Если стирку производит сторонняя организация, то процедура доставки и возврата комплектов спецодежды прописывается в договоре на оказание услуги. Согласно п. 27 пр. №290н сотрудники не должны лично отвозить и забирать свои СИЗ у сторонней фирмы.
В нормативных документах не прописаны конкретные сроки стирки спецодежды, но осуществлять стирку работодатель обязан.
Для этого в организации составляется график стирки спецодежды. Он утверждается приказом по организации вместе с ЛНА – «Положением о выдаче СИЗ». График разрабатывается исходя из особенностей использования защитной одежды и включает в себя:
Сюда же входит информация о ремонте СИЗ (если необходимо). Документ оформляется аналогично. Процесс сдачи спецодежды работниками и ее получения после стирки отмечается в специальной ведомости (методические указания, утв. пр. Минфина 135н от 26/12/02 г. п. 66), которую подписывает лицо, материально ответственное за СИЗ.
Если стирка производится в течение рабочей недели, а не в выходные, то работники должны быть обеспечены сменной одеждой.
Все документы, которые оформляются в процессе стирки спецодежды, аккуратно хранятся. При любой проверке Роспотребнадзор может потребовать любой из них, что подтверждает и информация на официальном сайте Управления. Всю деятельность, связанную со стиркой спецодежды сотрудников, предприятие организует самостоятельно, никакого разрешения на это не требуется.
По правилам, каждую новую партию СИЗ должна принимать специальная комиссия. Она же составляет акт о приемке, в котором указывается количество и качество поступивших комплектов защиты.
Но по факту чаще всего принимает спецодежду на склад кладовщик, проверяя каждую партию по накладной на соответствие указанных в ней моделей, размеров, ростов.
Специальная одежда и обувь должны храниться в отапливаемом сухом помещении во избежание появления плесени или грибка.
Соблюдение условий хранения, эксплуатации спецодежды и обуви для защиты от производственных факторов – очень важный вопрос, поскольку от этого зависит качество их защитных свойств.
Складские помещения должны соответствовать санитарным требованиям, действующим правилам охраны труда и пожарной безопасности. Их задача – обеспечить правильное хранение спецодежды и безопасные условия труда складских работников.
На складе должны быть стеллажи, ящики и деревянные настилы. К помещению для хранения предъявляются следующие требования:
По требованиям правил пожарной безопасности расстояние от стеллажей и штабелей до приборов отопительной системы должно быть не менее 0,75 м, до светильников – 0,5 м.
Одежда и обувь специального назначения должны храниться в сухом проветриваемом помещении, изолированно от остальных материалов.
По правилам хранения и для удобства работников склада вся спецодежда должна быть отсортирована по типам, размерам, росту и назначению.
Куртки, полушубки и жилеты из меха надо хранить на открытых полках лицевой стороной внутрь, сложенные пополам. В помещениях, где лежат изделия из шерсти и натурального меха, необходимо использовать средства против моли, разложив их на полках и среди комплектов одежды.
Изделия из резины и частично прорезиненные рекомендуется хранить в темных помещениях при температуре не ниже 0оС, морозостойкие – не ниже -10оС и относительной влажности воздуха 50-70 % вдали от отопительных приборов (не ближе 1 м).
Если организация допускает прием на склад бывшей в употреблении спецодежды, желательно хранить ее в другом помещении, изолировано от новых защитных костюмов, ботинок и СИЗ.
Если предоставить другое помещение невозможно, то хранение новых и б/у средств защиты должно быть раздельным.
Спецовки и обувь б/у должны храниться на складе и выдаваться работникам только в чистом виде, после стирки, чистки, обеззараживания и ремонта.
Спецодежда – собственность работодателя, использовать ее в личных целях и в нерабочее время сотрудник не имеет права. Если он специально испортил защитный костюм или привел его в негодность из-за нарушения трудовой дисциплины (например, был пьян или подрался), работодатель имеет право удержать с него стоимость этого комплекта. Во всех остальных случаях работник не должен платить за спецодежду.
Приступать к работе без защитной одежды или в спецовке с повреждениями запрещено. Это может стать угрозой здоровья и жизни не только для самого сотрудника, но и для окружающих его людей.
Читайте также