23.03.2023
1534
16154
Что? Спецодежда, пришедшая в негодность после окончания срока эксплуатации или еще раньше, зачастую вызывает вопросы как у работника, так и работодателя. Что с ней делать? В каком случае СИЗ подлежит замене, как всё это списывается и утилизируется?
Что делать? Существует строгий порядок выдачи спецодежды взамен пришедшей в негодность. При этом учитывается и рассчитывается процент износа, составляются акты. Старая подлежит списанию и утилизации в обязательном порядке, чтобы организация не была оштрафована.
В этой статье:
По закону обязанность работодателя – предоставить своим работникам средства индивидуальной защиты. Вот что конкретно должен делать наниматель:
Всё это прописано в Трудовом кодексе РФ, а именно – в статье 212 (ч. 2, абзацы 6, 9, 13) и в статье 221 (ч. 3).
Вот категории сотрудников, которым по роду деятельности полагаются СИЗ:
Ещё при наличии перечисленных условий СИЗ выдаются:
Если руководитель или специалист обязан по долгу службы прийти на производственный объект, то ему полагается надеть дежурный комплект СИЗ, чтобы предотвратить возможный контакт с опасными веществами или иными вредными факторами, имеющимися на производстве.
Если на предприятии (именно на опасных объектах или участках) работают сотрудники других компаний, то именно их работодатель должен выдать им средства индивидуальной защиты.
Сотрудники, нанятые для работы по гражданско-правовому договору, не относятся к числу лиц, которых работодатель обязан обеспечить соответствующими средствами защиты.
В Трудовом кодексе РФ описанные правила перечислены в статьях 212 (ч. 2, абзац 6) и 221. А также в Межотраслевых правилах (п. 18), которые были утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н.
Если спецодежда пришла в негодность вследствие физического износа (то есть, не по вине сотрудника) — она подлежит списанию. Работнику в таком случае полагается выдать другой комплект, не утративший своих защитных функций (для этого в организации должен существовать подменный фонд). Спецодежда, пришедшая в негодность раньше срока, списывается по акту выбытия с указанием причин списания. А для той, которая изношена в рамках предусмотренных сроков, составляется акт списания.
Далее – чуть детальнее об этом.
В Трудовом кодексе (ст. 212, ч. 3) прописано, что обязанность нанимателя – в установленные сроки выдать сотрудникам спецодежду, обувь, прочие СИЗ. Кроме того работодатель должен организовать условия для их хранения, чистки, стирки, сушки, ремонта, своевременной замены.
Если СИЗ находились в специальном месте хранения и пропали либо были повреждены (не по вине работника), то наниматель должен выдать другие, пригодные для использования средства защиты. Так гласят Межотраслевые правила (п. 25), которые были утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н.
То есть, если имеют место причины, не зависящие от работника, то обязанность работодателя – поменять или отремонтировать испорченные (до наступления установленного срока эксплуатации) средства индивидуальной защиты.
Получается, что если СИЗ стали непригодны для использования по вине сотрудника, то в соответствии с тем же п. 25 Межотраслевых правил, наниматель не должен за свой счет менять или ремонтировать средства защиты.
Но при этом обязанность работодателя – предоставить сотруднику СИЗ, потому что без средств индивидуальной защиты он не выполнит свою работу.
В таком случае стоимость спецодежды, пришедшей в негодность по вине сотрудника, с него же и взимается (ст. 238 ТК РФ). Потому что СИЗ является собственностью компании-нанимателя.
Таким образом, если сотрудник испортил средства индивидуальной защиты, то по закону с него можно взыскать причиненный материальный урон.
В случаях, когда размер ущерба меньше среднего дохода сотрудника за месяц, наниматель вправе удержать эти деньги из зарплаты (в пределах установленных ст. 138 ТК РФ ограничений). Есть примеры, когда стоимость испорченной одежды удерживалась из заработной платы нарушителя через суд (Определение Иркутского областного суда от 22.08.2012 № 33-6907/12).
Вся информация по движению спецодежды и возврат на склад отображается в личной карточке учета средств индивидуальной защиты. В ней следует указывать процент годности СИЗ, который нужно ещё правильно исчислить. Далее – пример того, как это делается.
Условие: сотрудник предприятия в феврале 2022 года вернул на склад выданный ему ранее халат, потому что переходил на работу в другой отдел этой же компании (где в спецодежде уже нет необходимости).
Читайте также!
«Эксплуатация спецодежды: правила и требования»Изначально человек в январе текущего года получил новый халат. Срок его эксплуатации по типовым нормам составляет 12 месяцев.
Необходимо рассчитать, каков теперь процент годности этого уже бывшего в употреблении халата.
Расчет выполняется следующим образом:
Согласно общим правилам, если сотрудника переводят в этой же компании на другую должность (где спецовка уже не нужна), то он должен сдать на склад все полученные им СИЗ (п. 23 Инструкции N 209).
Возврат должен быть зафиксирован документально. Во-первых, в бухгалтерии (ведомость возврата на склад, накладная на перемещение внутри предприятия и т.п.). А во-вторых – в документации оперативного учета СИЗ. Имеется в виду личная карточка учета СИЗ. Всё это прописано в Инструкции №209 (п. 43), Перечне № 360, Законе № 57-3 (абз. 24 ст. 1, абз. 4 п. 4 ст. 9, п. 1, ч. 2 п. 4 ст. 10).
Обычно на любом предприятии заводятся такие карточки (самостоятельно разработанной формы) для всех сотрудников, чья трудовая деятельность подразумевает контакт с загрязнениями, особыми температурными режимами или опасными условиями труда. Сюда вписывается вся предусмотренная законом информация. В частности – процент износа СИЗ, которые возвращают работники (ч. 1, 2 п. 43 Инструкции N 209, абз. 4 ч. 2 ст. 17 Закона N 356-З).
Как считать данный показатель, и для чего он вообще необходим?
В приведенном выше примере сотрудник в феврале нынешнего года вернул на склад халат, который изначально получал в новом виде. По нормам срок его службы составляет 12 месяцев, а в эксплуатации он побыл всего два месяца. То есть, халат еще можно использовать как СИЗ (разумеется, сначала, постирать, при необходимости подремонтировать, почистить, продезинфицировать). Но сначала нужно оценить, насколько он изношен и в какой мере утрачены его защитные качества (п. 45 Инструкции N 209).
В законе нет четкого предписания для определения процента износа бэушных СИЗ. В каждой компании эти правила устанавливаются самостоятельно, с учетом того, какие именно здесь используются СИЗ и какие для них установлены сроки эксплуатации.
Если, например, работник возвращает спецовку досрочно, то есть, до окончания периода износа, тогда одежда осматривается так называемым органолептическим методом, её сравнивают с новыми аналогичными видами СИЗ. В рассматриваемом примере, в частности, можно использовать для расчетов следующую формулу:
Процент износа = 100% — Процент годности.
Таким образом, для определения процента износа необходимо знать процент годности.
Отталкиваться тут нужно от того, сколько еще халат должен пробыть в эксплуатации. Сделать это просто: от определенного нормами периода эксплуатации отнять время, которое халат по факту был в использовании:
12 мес. — 2 мес. = 10 мес.
То есть, по нормам халат еще должен эксплуатироваться 10 месяцев.
Для этого нужно оставшийся срок эксплуатации разделить на общий срок (прописанный в типовых нормах) и умножить на 100%:
10 мес. / 12 мес. x 100% = 83,3%
Цифры в итоге получаются такие: процент годности халата равен 83,3%, а процент его износа – 16,7%.
Приобретать за свой счет и бесплатно предоставлять рабочим спецодежду обязан наниматель, а сотрудники, в свою очередь, должны бережно ею пользоваться.
Разумеется, в спецодежде, пришедшей в негодность (неисправной, загрязненной, не отремонтированной), сотрудники выходить на работу не должны (согласно Приказу № 290н, п. 26). Подобные ситуации чреваты травмами. Следить за всем этим – обязанность работодателя, как и чистка СИЗ, и ремонт.
В случаях, когда отремонтировать либо почистить спецовку невозможно (куртка слишком сильно разорвана, комбинезон в мазуте и становиться пожароопасным и т.п.), но срок эксплуатации еще не закончен, то спецодежда, пришедшая в негодность, подлежит списанию.
Обычно на предприятии составляют специальное положение (инструкцию), согласно которому определяют, насколько пригодны для использования б/У СИЗ. Инструкция помогает четко распределить обязанности и ответственность за данный процесс.
Здесь перечисляются специалисты, которые должны входить в комиссию по определению пригодности и списанию СИЗ (ФИО не указываются, только должности).
Данный подход удобен для компаний, имеющих не одно подразделение, где всюду необходимо составлять акты списания. Тогда члены комиссии будут четко понимать порядок своих действий.
В комиссию должны входить: начальник подразделения, специалист по охране труда, кто-то из членов профсоюза (если таковой имеется) или представитель коллектива, работник склада, бухгалтер. Иногда сюда включают еще и снабженца.
В инструкции расписывается порядок списания спецодежды, пришедшей в негодность, и то, как следует оформлять соответствующую документацию (с образцами).
Обязательно составляется приказ о списании, с указанием представителя и членов комиссии, их ФИО и должностей. Если человек уволился либо перешел на другую должность, документ переписывается.
Форма составления приказа – свободная, оптимально подходящая для конкретного предприятия. Только непременно в рамках Приказа № 290н.
Ответственные лица в документе тоже должны быть указаны: кто занимается составлением акта списания, непосредственно утилизацией и т.п.
Чем занимаются члены комиссии? Осматривают б/у спецовку, обувь, СИЗ и выносят решение о том, можно ли дальше использовать данную спецодежду, или следует утилизировать её, как пришедшую в негодность.
Если процент износа (по мнению комиссии) составляет больше 60%, то составляется акт на списание СИЗ (либо на весь комплект одежды сотрудника, либо на какие-то конкретные предметы), то есть, первичный бухгалтерский документ.
В действующих законах нет конкретной обязательной формы для таких актов, бланк в каждой компании может быть свой, разработанный самостоятельно.
Сделайте в нем, например, следующие графы:
Частые причины списания – износ, связанный с интенсивностью рабочего процесса либо ТМЦ не надлежащего качества.
Читайте также!
«Нормы выдачи спецодежды в 2023 году»Председатель комиссии подписывает два экземпляра акта, заверяет их печатью, один обычно хранится на складе, а второй – в бухгалтерии. В разных организациях могут быть свои нюансы ведения документооборота, касающиеся, в том числе, и порядка составления подобных актов.
Если, например, пришедшая в негодность спецодежда испорчена сотрудником, то необходимо указать процент её износа и остаточную стоимость.
Допустимый срок хранения списанной спецодежды – 11 месяцев, после чего вступает в силу ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления», согласно которому СИЗ расцениваются как отход III класса опасности.
Класс опасности возрастает в зависимости от уровня загрязнения СИЗ, состава ткани, из которой они изготовлены. В частности, это касается одежды, на 15% (и более) загрязненной нефтепродуктами.
Если подобная одежда лежит на складе, то это расценивается уже не как хранение, а как сбор и накопление отходов, что является лицензируемым видом деятельности. При отсутствии лицензии компании грозят штрафы.
Порядок утилизации спецодежды, пришедшей в негодность, следующий: собранную списанную спецовку забирает и увозит фирма, имеющая лицензию на транспортировку и утилизацию. Заказчику выдается соответствующий акт. Он прилагается к отчетам, направляемым в Росприроднадзор для подтверждения того факта, что СИЗ были утилизированы.
Это важный и серьезный момент, потому по статье 8.2 КоАП (ч. 4) за загрязнение окружающей среды предусмотрены довольно большие штрафы:
Ели же в течение года снова было выявлено подобное нарушение, то в силу ступает ч.5 КоАП ст. 8.2, по которой штрафы такие:
Чтобы не тратить подобные суммы на штрафы от Росприроднадзора, старайтесь по возможности дважды в год организовывать утилизацию.
В целом списание спецодежды, пришедшей в негодность, процесс довольно трудоемкий. Поэтому и работодатель, и специалист по охране труда должны уделять этому достаточно внимания и грамотно вести всю сопутствующую документацию.
Сначала пишется приказ и акт о списании спецодежды, вышедшей из строя раньше предусмотренного срока эксплуатации. Далее оформляется первичная бухгалтерская документация в том виде, как этого требует закон.
Часто в компаниях специалист по охране труда берет на себя еще и обязанности эколога. Тогда именно его задача – подумать о заключении договора об утилизации (с организацией, занимающейся подобной деятельностью) и о том, чтобы дважды в год сдавать непригодные для работы СИЗ.
Если этого не делать – придется платить внушительные штрафы. А узнать, что спецовка не утилизировалась должным образом, довольно просто – нужно всего-то потребовать акт на списание, и всё станет ясно.
Читайте также